NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

зап.

752мм 31%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Страна и мир Путешествие по Чуйскому тракту подробности Век по Чуйскому тракту: как строили самую красивую дорогу Сибири и ради чего по ней стоит проехать

Век по Чуйскому тракту: как строили самую красивую дорогу Сибири и ради чего по ней стоит проехать

Дороге посвящен целый музей, на протяжении 1000 километров можно увидеть десятки достопримечательностей Горного Алтая

26 мая исполняется 100 лет с момента, когда Чуйский тракт получил новый статус

Головокружительные горы, бурные реки, бескрайние степи и сменяющие их богатые леса — всё это Чуйский тракт, живописная дорога, которая сама по себе является достопримечательностью Алтая. Журнал National Geographic брал выше, включая тракт в топ самых красивых дорог мира. Трасса протяженностью почти 1000 километров берет свое начало в Новосибирске, проходит по трем регионам России и ведет к границе с Монголией. Протоптанные веками назад тропы ровно 100 лет назад, 26 мая 1922 года, получили статус дороги государственного значения. В честь этого юбилея НГС начинает серию публикаций, в которых мы вспомним историю Чуйского тракта, покажем его достопримечательности и расскажем об особенностях путешествий до границы с Монголией.

Первый мост на Чуйском тракте через реку Чуя

История


100 лет — это скорее формальная дата. Освоение этой дороги началось еще в 18-м веке. Считается, что Чуйский тракт был ответвлением Великого шелкового пути, по которому шли караваны с Востока до Средиземноморья. Дорогу называли ниточкой, вьючной тропой, китайской дорожкой, Мунгальским трактом, который упоминался еще в восточных летописях.

Проектировал дорогу Вячеслав Шишков — инженер, писатель, автор саги «Угрюм-река»

В середине 19-го века встал вопрос о строительстве настоящей дороги, чтобы укрепить торговые связи, но проекты так и не реализовались. Местные жители и купцы расчищали дорогу своими силами: убирали камни, делали настилы и ставили каменные барьеры. В начале 20-го века начались изыскательные работы, которыми руководил инженер Вячеслав Шишков (автор романа «Угрюм-река»). Годы работы на Алтае отразились в его путевых очерках, посвященных Чуйскому тракту. Продолжению строительства дороги помешали революция и войны: Первая мировая, Гражданская.

Чуйский тракт называют дорогой в долине семи рек, самые крупные — Катунь, Чуя, Сема, Урсул

Дорога пришла в упадок, и очередной ренессанс произошел уже в 20-е годы, когда нужно было укреплять связи между СССР и Монгольской Народной Республикой — 26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. Масштабные работы по строительству велись в начале 30-х годов. Основной рабочей силой стали заключенные и раскулаченные крестьяне. Люди работали в очень тяжелых условиях, без всякой техники, кроме лопат и кирок. По некоторым данным, умерших дорожных строителей хоронили прямо возле дороги. 1 января 1935 года Чуйский тракт сдали в эксплуатацию.

Протяженность автомагистрали Новосибирск — Бийск — Ташанта (на дорожных картах Чуйский тракт называется федеральной автомобильной дорогой Р-256) — 968 километров. Дорога проходит по трем регионам — Новосибирской области, Алтайскому краю, Республике Алтай. Тракт начинается в Новосибирске, но исторически он берет свое начало всё-таки в городе Бийске, где есть отдельный музей, посвященный Чуйскому тракту.

Название


Чуя — самый большой приток Катуни длиной 320 километров. Именем этой реки и назван тракт, ведущий до границы с Монголией. Предположительно, название реки происходит от китайского чу/шу/шуй — река, вода. Хотя в некоторых публикациях название переводят как «тихонькая», что явно не соответствует «характеру» горной реки.

В 1996 году перевал Чике-Таман получил статус природного памятника Республики Алтай

Асфальт и перевалы


Сегодня Чуйский тракт — полностью асфальтированная дорога, но неопытному водителю будет непросто из-за смены рельефа: от равнин к предгорью, через перевалы (Семинский, Чике-Таман), к высокогорью.

Кто был на Алтае, знают, что туристам любят рассказывать всякие легенды и поверья. Например, о том, что на перевалах нужно обязательно остановиться и поблагодарить духов за поддержку в пути. А подниматься нужно только с чистыми намерениями и в добром расположении духа.

С Чуйским трактом связана песня поэта Михаила Михеева об отчаянном водителе Кольке Снегиреве

Достопримечательности


Поездка по Чуйскому тракту — это уже самодостаточное путешествие, хотя по пути десятки достопримечательностей.

Дом построен по заказу купца Варвинского — коллекционера русской литературы

Первая — Музей Чуйского тракта в Бийске. Здание музея — памятник архитектуры, дом купца Варвинского, построенный в 1911 году. У здания стоит памятный знак в виде подковы с колесом. Знак символизирует сразу несколько моментов — от лошадей, которые стали первым средством передвижения по дороге, до разметки на подкове, показывающей изгиб Чуйского тракта. Место возле здания считается началом исторического пути и называется «нулевой километр Чуйского тракта».

В истории Чуйского тракта есть имя — Николай Михайлов — это первый водитель, проехавший по Чуйскому тракту на легковом автомобиле в 1925 году

Любителям музеев можно заехать в Музей камня в селе Майма. Дальше по пути гора Чертов палец, на вершину которой может забраться даже неподготовленный турист.

В Шебалинском районе можно искупаться в Катуньских (Семинских) ванночках, в которых река из горных рек останавливается и прогревается до комфортной температуры. Между селами Камлак и Черга есть зубровый питомник, где можно посмотреть, как животные спускаются на водопой.

Загадочное место, алтайский Стоунхендж — Каракольский природный парк Уч-Энмек. Это охраняемая территория в Онгудайском районе. В парке собраны памятники разных времен и священных для алтайцев мест.

Гейзерово озеро

Гейзерово озеро у села Акташ находится на 796-м километре Чуйского тракта. Его глубина — около двух метров. На поверхности заметны разводы округлой формы, которые отражают процессы, происходящие на дне озера, поэтому озеро называют глазом земным.

Неподалеку от скалы Белый Бом (тоже в копилку достопримечательностей) стоит памятник, известный как памятник Кольке Снегиреву. Колька Снегирев — это скорее вымышленный персонаж поэта Михаила Михеева, собирательный образ отчаянных и смелых водителей, которые едут по этой красивой, но довольно опасной дороге.

В этом году НГС планирует серию публикаций, посвященных Чуйскому тракту. В них мы расскажем об особенностях дороги, достопримечательностях и расходах на путешествие.

Протяженность Чуйского тракта — около 1000 километров

Май — время цветения маральника на Алтае. Если вы не увидели это своими глазами, посмотрите, как это выглядит на снимках алтайского фотографа Светланы Казиной.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления