В Новосибирском метрополитене решили сократить интервалы движения поездов. Уже сейчас в час пик на самых популярных станциях метро не протолкнуться, а с наступлением настоящих холодов и снегопадов пассажиропоток возрастет еще больше. И это заметил даже губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, который все же чаще всего пользуется автомобилем. Он попросил сократить интервалы движения поездов до 2 минут 45 секунд и захотел купить больше электричек. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнавала, скажется ли это на ценах на проезд.
2 декабря губернатор НСО Василий Юрченко приехал в метродепо «Ельцовское». Здесь начала работать собственная мастерская Новосибирского метрополитена для капремонта вагонов. Вместе с губернатором посмотреть на первые ремонтируемые вагоны прибыла целая делегация, в том числе мэр Новосибирска Владимир Городецкий и вице-губернатор Андрей Ксензов. Говоря о работе метрополитена в часы пик, Василий Юрченко отметил, что из-за выросшего пассажиропотока люди чувствуют неудобство,
Начальник метрополитена Владимир Кошкин сообщил, что такие планы у него есть. Как уточнил замначальника Новосибирского метро Роман Дронов, пока преждевременно говорить о том, когда поезда начнут ездить с более короткими интервалами, — нужно время на анализ. В прошлом году в метро уже ставили такой опыт. Когда в первых числах ноября город завалило снегом и люди пересели на метро, электрички стали ходить с интервалом в 2 минуты 45 секунд. Этим летом в часы пик интервал вырос до 3,5 минут, с осени электрички ходят каждые 3 минуты.
Поезда начинают интенсивнее ходить вместе с новосибирцами: когда они просыпаются и едут на работу с 8 до 9 утра и когда они завершают рабочий день — с 18 до 20 часов. Меньше людей — меньше электричек, поэтому после 21:00 ждать поезд приходится 7–9 минут, а в последний час работы метро — 10–13 минут. На Дзержинской линии бьшую часть дня электрички ходят с интервалом в 6 минут.
В этом году пассажиропоток в метро вырос на 12 %, за 9 месяцев метрополитеном воспользовались 64 млн 813 тыс. человек.
При этом в среднем в день метро перевозит 237,4 тыс. человек. Самыми многолюдными остаются станции «Площадь Маркса», «Площадь Ленина» и «Заельцовская», а на Дзержинской ветке метро — «Золотая Нива».
«С толкучкой в метро станет лучше тогда, когда пассажиры начнут равномерно распределяться на платформе. Вы понаблюдайте утром за «Площадью Маркса»: люди встают в последние два вагона, а у первых двух вагонов заполняемость 50 %. Мы и тексты пишем, и дежурных просим предупреждать людей, чтобы они расходились по перрону, и желтые наклейки сделали, чтобы стояли в районе дверей. Мы даже увеличили стоянку на «Сибирской», — говорит Роман Дронов.
В метрополитене объяснили, что минимальный возможный интервал между электричками — 2 минуты 45 секунд. Чтобы интервал был еще меньше, нужно больше электричек — сейчас людей перевозят 24 поезда. Как заявил мэр Новосибирска Владимир Городецкий, на выездном совещании в метродепо губернатор поставил совместную задачу городу и области решить, как приобрести в 2014 году 1–2 состава.
Удлинить на один вагон уже существующие 4-вагонные составы пока невозможно. Платформы способны принять поезд из 5 вагонов, а вот в депо нужно провести реконструкцию. И она уже идет. «Сейчас строятся новые объединенные мастерские, чтобы убрать их из существующего парка отстоя подвижного состава и поставить туда 5-вагонные составы, чтобы они там помещались», — объяснил Роман Дронов.
Главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин часто пользуется метрополитенами разных стран и видит, что качество обслуживания пассажиров в Новосибирске в целом очень высокое. Однако он заметил, что окна на эстакадной галерее метромоста бьются, но их не меняют, а заваривают металлическими листами: «И когда вы едете, то вместо того, чтобы смотреть на город, на природу, на зелень, вы видите фанерные или металлические заплаты. Это стыд и позор. Это объект, который является привлекательным для туристов, для иностранцев. Это самый длинный метромост в мире!».
Среди неудобств метрополитена для пассажиров эксперт отметил неудобную планировку салона — при капремонте вагонов ее нужно менять и добавлять вертикальные поручни, чтобы было удобнее держаться.
«Сейчас если стоять у дверей, облокотившись на поручень, твоя попа будет сидеть на плече сидящего пассажира.
Следующая проблема — это то, что дежурные по станциям не делают замечания людям, которые стоят слева на эскалаторах, мешая быстро проходить в час пик», — указывает Михаил Никулин. Эксперту не нравится, когда на ключевых станциях встречаются два поезда и толпа заполняет все лестницы.
Сейчас новосибирцы жалуются на то, что по вечерам им приходится долго ждать поезд, часть выходов рано закрывается, а на некоторых выходах станций нет кассиров — вместо них стоят автоматы по продаже жетонов и терминалы пополнения карт. Нет кассиров, например, на станции метро «Площадь Гарина-Михайловского» со стороны гостиницы «Новосибирск». Если человек оказался в метро с крупной купюрой, ему придется выйти и перейти дорогу к входу в метро со стороны вокзала.
«Кассиров там не появится, потому что пассажиропоток такой, что за 15 минут подходит один человек. А это все эксплуатационные расходы, которые закладываются в тариф, — говорит Роман Дронов. — И входы раньше закрываются по той простой причине, что ими никто не пользуется. А те, которыми пользуются, открыты. Более того, если люди пользуются подуличным переходом, который является частью метрополитена, то он и ночью открыт — на «Октябрьской», «Гагаринской», «Маршала Покрышкина», «Золотой Ниве».
Как сообщили в пресс-службе правительства, в 2013 году цены на проезд в метро не изменятся. «На сегодня, 5 декабря 2013 года, заявление об изменении тарифа от МУП «Новосибирский метрополитен» в департамент по тарифам не поступало», — добавили в правительстве. Эту же мысль высказал и Владимир Городецкий:
«Уменьшение интервала никаким образом не связано с повышением тарифа.
Не чаще одного раза в год может меняться тариф, пока этот вопрос не рассматривается». В последний раз цены на проезд в метро повышались в феврале 2013 года, причем сразу на 3 руб. За неделю до повышения новосибирцы скупили про запас 100 тыс. жетонов. В метрополитене тогда заговорили о планах отказаться от жетонов. Эту идею не забыли, но пока еще ищут пути ее решения.
Елена Сафронова
Фото Анны Золотовой