Складывается удивительная ситуация. Каждый год открываются новые обувные магазины, но дружный хор недовольных покупателей не смолкает. Многие женщины чувствуют себя беспомощными Золушками, которым приходится либо довольствоваться недорогими грубыми башмаками, либо разоряться на бесценные «хрустальные» туфельки. Корреспондент SHE решила выяснить, где в Новосибирске продается самая дорогая обувь, кто ее покупает и чем на самом деле отличаются сапоги делюкс от тех, что стоят на полках сетевого масс-маркета.
Жена последнего филиппинского диктатора Имельда Маркос имела в своем распоряжении 2700 пар туфель, превзошла ее только писательница Даниэла Стил, в коллекции которой более 6000 пар обуви. Но даже если вы не разделяете позиции «туфель много не бывает», время от времени обновлять обувной гардероб приходится каждой. Пока одни неустанно повторяют: «Мы не настолько богаты, чтоб покупать дешевые вещи», другие уверены: «Все одинаковое — везде Китай», а потому три дешевые пары лучше одной дорогой. Тем не менее специалисты уверяют, что различия между обувью все же есть, и они весьма существенные.
Прежде всего разницу ощутит кошелек. Среди самых дорогих обувных магазинов города стилисты чаще всего упоминают небольшие бутики, владельцы которых самостоятельно возят обувь из Италии. «Это «Монако», «Олимп», бутики в ТЦ «Океан» и «Виндзор», перечисляет имиджмейкер и руководитель Международного института имиджа Relook Ирина Лорак.
«Чем больше аксессуаров и чем выше марка, тем выше цена, — объясняет принцип ценообразования управляющая бутика обуви и аксессуаров Buonarotti Елена Протасова. — У итальянцев очень ценятся камни — если ботинок с камнем, то сам камень тянет уже на тысячу, а то и две».
Хотя маловероятно, что покупательница сапог за 20 тыс. мерзнет на остановке в ожидании автобуса, у сибиряков, в отличие от итальянцев, традиционно ценятся основательная подошва и внушительный меховой подклад. Однако европейские производители это учитывают, уверяет Елена, и разрабатывают обувь с учетом климатических и анатомических особенностей. «Считается, что русские много ходят и поэтому у них нога более широкая. А вот американцы — менее ходящая нация, у них нога е. Также у русских женщин высокий взъем», — поведала управляющая.
Взрослая успешная
Представители магазинов описывают своих покупателей туманно — как «успешных женщин за 30, которые не только ценят комфорт, но и хотят следовать модным тенденциям». В большинстве своем это действительно статусные взрослые женщины, соглашается стилист Милана Плеханова, у них есть определенное положение в обществе, есть «погоны» директора, стабильный высокий доход — и нежелание появляться в той же обуви, что и их подчиненные.
«Есть ряд клиентов, которые обуваются в «Океане», — продолжает стилист, намекая, что чаще всего эти дамы тратят деньги, заработанные мужем. — Как-то мы с одной девушкой покупали сапоги за 50 тыс. руб. Есть такой стереотип: если высокая цена, значит, это круто, — хотя на самом деле никто в жизни не догадается, что они столько стоят».
По наблюдениям стилиста, покупательницы среднего ценового сегмента готовы смириться с сапогами за 7–8 тыс., но, увидев ценник в 9–10 тыс. руб., как правило, пугаются. «Если в Новосибирске вы ищете хорошую обувь, то 10–15 тыс. — это цена за максимально комфортную модель, которую вы будете носить несколько сезонов и которая будет подходить ко многим вещам», — парирует Ирина Лорак.
Волшебство и качество
Описывая преимущества дорогой обуви, специалисты чаще всего называют следующие:
• Качество и удобство. Главные отличия дорогой обуви — удобная колодка и натуральные материалы. Торчащие нитки и застывшие капли клея найти на такой обуви практически невозможно.
• Срок службы. Парадоксальное мнение о негласном сговоре производителей масс-маркета, нарочно штампующих недорогую обувь, которая развалится через сезон-два, поддержали все опрошенные стилисты. «Современный рынок ориентирован на то, чтобы обувь не носилась больше сезона. Сейчас не закладывается прочность. Поскольку если мы с вами купим надежную вещь, которая будет много лет носиться, производители разорятся», — уверена Ирина Лорак.
• Внешний вид. Смешно говорить об уникальности дизайна, когда китайские копии появляются едва ли не раньше оригинала. С некоторых пар ценой в ползарплаты сотнями подозрительных глаз смотрят стразы, другие нарочито грубы или на редкость аскетичны. Бонус дорогой обуви — красивая старость. Даже через 5 лет она будет отлично выглядеть, утверждают специалисты. Недорогая же теряет свои презентабельные качества с каждым выходом.
• Волшебные ощущения. Кроме физического комфорта стилисты обещают изменения внутренних ощущений. «Когда ты покупаешь хорошую дорогую вещь, это всегда новое свидание, это всегда новый жизненный сценарий, это новые комплименты. Такие вещи добавляют настроения, — обещает Ирина Лорак. — Почему Мадонна говорила, что туфли от Manolo Blahnik лучше секса? Действительно, удовольствие сравнимо с чем-то очень приятным».
Бюджетный вариант
Если вам хочется удовольствия, но оно не вписывается в бюджет, Милана Плеханова призывает выбирать в магазинах масс-маркета самые простые сапоги — без фурнитуры, в одном цвете и желательно в замше: «Пусть они будут синие, вишневые, но чем меньше швов и делений, тем больше шансов, что обувь будет выглядеть дорого». Самое парадоксальное — что стремление выглядеть «дорого» мало кто оценит, большинство окружающих не способны разглядеть в обуви ее реальную цену. «У нас, к сожалению, не распознают дорогую обувь, — сетует Ирина Лорак, — ее мало кто видел. В то же время жители Европы и Америки «считывают» человека по аксессуарной группе и обуви».
К слову, ведущая американской передачи «С добрым утром, Америка» решила выяснить, есть ли разница между безымянными туфлями за 20$ и туфлями Christian Louboutin за 600$.
В ходе эксперимента две девушки-близняшки надели абсолютно одинаковые с виду черные лаковые лодочки на 10-сантиметровых шпильках. В начале испытания они прошлись по улицам — 40 % опрашиваемых не смогли угадать, где какая модель.
Следующим шагом стал марафон — девушки преодолели около 1,5 км на своих двоих. К концу дистанции обе устали, стерли ноги и с удовольствием сбросили надоевшие шпильки. В финале обувь подвергли жестокой экзекуции — каждую туфлю разрезали и посмотрели, что внутри. И лишь на этом этапе лодочки за 600$ одержали честную победу — в безымянной модели обнаружились вкрапления картона и резины, а «именитая» состояла исключительно из кожи.
Валерия Беленькая
Фото thinkstockphotos.com