NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, без осадков

ощущается как +18

1 м/c,

южн.

746мм 84%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Город Новая музкомедия: за 3 миллиарда обхохочешься

Новая музкомедия: за 3 миллиарда обхохочешься

В Центральном парке строят многоэтажный театр ценой в три 25-этажных бизнес-центра — его архитекторы решили вернуться к имперскому прошлому

В Центральном парке построят пятиэтажку с двухэтажной подземной парковкой. Это проект нового здания театра музкомедии, в ноябре завершенного и отправленного на госэкспертизу. Его площадь в два раза меньше оперного театра, само же здание выдержано в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Для жителей Новосибирска это самая родная стилистика. Почему почти никто в мире не строит так, кроме нас, и что это о нас говорит, разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Справка: Новосибирский театр музыкальной комедии основан в 1959 году. В театре работает около 300 человек, из них 200 — артисты (солисты, хор, балет, оркестр). Репертуар: мюзиклы «12 стульев», «Сирано де Бержерак», «В джазе только девушки», оперетты «Сильва», «Баядера» и пр. Театр — обладатель 8 премий «Золотая маска» (больше только у НГАТОиБ). Стоимость билетов: 50–350 руб. — на детские спектакли, 150–650 руб. — на взрослые.

Согласно проекту, новое здание музкомедии собираются строить в 2 очереди: когда достроят первую, театр переедет в нее — и старую постройку 1950-х годов снесут. По проекту, в здании общей площадью около 22 тыс. кв. м будет зал на 1094 места (почти вдвое больше, чем сейчас), 5 этажей плюс 3 подземных: 2 — парковки, 1 — технический для нужд сцены. Как рассказал директор театра музыкальной комедии Леонид Кипнис, сцену «оснастят светом и звуком по последнему слову техники». Господин Кипнис пояснил: театр, которому нужны гримерные, репетиционные, мастерские декораций и т.п., займет все здание. Сейчас самой большой после НГАТОиБ труппе (200 артистов плюс персонал) тесно в здании, построенном 60 лет назад как летний кинотеатр.

Стройка в парках традиционно вызывает общественные протесты, а новое здание театра занимает площадь почти вдвое больше старого, что может повлечь частичную вырубку Центрального парка. Однако директор фирмы «АМТ-проект», разработавшей проект новой музкомедии, архитектор Евгений Тоскин отмечает: новое здание преимущественно займет территорию, сейчас занятую хозпостройками. «Мы не собираемся сносить деревья, — говорит господин Кипнис. — Здание строится на принадлежащей театру территории в 1 га. Там ничего не растет, а если и растет, то аварийные тополя, которые постоянно приходится подпиливать. Парку вообще нужна реконструкция: сосны хороши, а вот тополя нужно заменить голубыми елями, кедрами… Мне грустно, что парк сейчас не такой зеленый, как раньше».

В феврале 2013 года директор управления капитального строительства НСО Виталий Васильев оценил новое здание музкомедии в 3,5 млрд руб.; в ноябре на телеканале ОТС назвали 5 млрд руб. Для сравнения: сданные 2 года назад наклонные башни технопарка стоили 2 млрд руб., а большинство бизнес-центров-гигантов — порядка 1 млрд руб. У господина Кипниса цена театра вызвала недоумение; Евгений Тоскин считает, что о стоимости говорить преждевременно и что во многом она будет зависеть от того, насколько современной и сложной будет техническая начинка.

Здание, как объясняют авторы из «АМТ-проект», будет в стиле новониколаевского неоклассицизма с элементами модерна.

Вообще неоклассицизм, хотя и более позднего разлива, новосибирцам близок. Монументальными зданиями, часто — с колоннами и барельефами, — застроили почти весь центр города в 30–50-е годы, когда господствовал стиль, который называют «сталинской эклектикой», «советским монументальным классицизмом» или «сталинским ампиром» (хотя ампир — поздний, особо торжественный классицизм — не единственная составляющая сталинского стиля).

Как архитектурный стиль, неоклассицизм (новое прочтение классицизма XVIII века, в свою очередь вдохновленного античностью и ренессансом) возник к началу ХХ века — в качестве консервативного ответа чересчур легкомысленному модерну. Это была мировая тенденция, относившаяся и к России. Неоклассицизм ассоциировался с властью, империей, силой и славой, поэтому во время Первой мировой одержал в России победу над модерном. «Модерн, — поясняет Сергей Филонов, главный хранитель музея архитектуры Сибири НГАХА, — объявили стилем враждебных Германии и Австро-Венгрии. В 20-е годы в архитектуре на первый план вышел авангард, конструктивизм. Но в 30-е началось закручивание гаек, возвращение к традиции, к империи — и вернулись опять к неоклассицизму».

Считается, что циклопические неоклассицистские здания — примета сталинского СССР и нацистской Германии. Но имперская архитектура в 1930-е годы была трендом и в США, Великобритании, Франции и пр.

Хотя в тоталитарных странах у нее был особый размах: строя гигантские здания, отсылающие к античности, диктаторы заявляли о своих мировых амбициях и наглядно воплощали утопию; критически настроенные наблюдатели отмечают также, что несоразмерность этих зданий человеку соответствует его роли «винтика». Сталинский стиль перестал существовать в 1955 году, после постановления ЦК КПСС об устранении излишеств в архитектуре.

За 20 лет Новосибирск успели застроить образцами неоклассицизма: от театра оперы и балета и главного вокзала до монументальных жилых домов на ул. Станиславского и огромного помпезного здания НИИЖТа (ныне СГУПС). В дореволюционной застройке Новосибирска же, как поясняет Сергей Филонов, преобладает модерн, а неоклассицизма мало — разве что «Красный факел» (бывший купеческий клуб).

Евгений Тоскин поясняет: новая музкомедия вдохновлена творчеством Андрея Крячкова — ключевого архитектора старого Новосибирска — в целом, включая не только «Красный факел», но и здания, выдержанные в стиле модерн, — например, краеведческий музей (бывший торговый корпус).

Обсуждения стилизованного под европейский модерн отеля Marriott показали: здания «как в старые добрые времена» у нас принимают тепло. При этом архитекторы признают, что в мире строить здания в неоклассицистском духе сейчас не очень-то принято. «Но, во-первых, Центральный парк изначально весь — объект сталинского ампира, — рассуждает Сергей Филонов. — Во-вторых, у нас от театра ожидают определенной стилистики. Банк в стиле хай-тек — пожалуйста, театр — нет».

«Наше первое эскизное решение предлагало современную архитектуру, но и руководство области, и руководство театра сочли ее неуместной, — признается господин Тоскин. — Современная архитектура у нас продвигается сложно. Потому что полвека архитектура в стране практически не развивалась. Получается, что люди воспитаны на сталинской «классике» и потому к ней тянутся».

Если неоклассицизм в России в первой половине ХХ века вписывался в мировые тренды, то теперь обращения к нему российских архитекторов им противоречат. «Европейцам и не нужно оглядываться в прошлое, потому что у них хорошее настоящее, —

комментирует Евгений Тоскин. — А у нас люди, конечно, испытывают тоску по имперскому прошлому. По масштабу мышления, когда строили на века».

Елена Полякова

Фото nso.ru (1), Татьяны Кривенко (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления