Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко рассказал, что мечтает о новой набережной Оби. Он намерен добиваться федерального финансирования ее строительства. Уже сейчас набережная понемногу преображается, хотя по-прежнему любима мужчинами, пьющими пиво. В прошлом году здесь высадили 75 елей и открыли памятник Александру III, обновив парк вокруг. Архитекторы уверены, что нужно развивать намного более протяженную территорию, чередуя на правом берегу скверы с жилыми зданиями и преобразив речпорт. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнавала, как можно привести в порядок левый берег.
22 мая на заседании «Регионального делового клуба строителей» губернатор Новосибирской области Василий Юрченко поделился мечтами о новой набережной Оби. Как пояснил губернатор, для начала нужно сделать проект новой набережной и определить этапы работ.
В качестве примера работы такой модели Василий Юрченко привел проект третьего моста: федеральный бюджет выделил на него деньги уже после того, как мост начал строиться.
То, какой видит набережную главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов, можно понять из проекта, который он разрабатывал еще в 2009 году. Набережную предлагалось разделить на три зоны: для активного отдыха, тихого отдыха и «тематического» отдыха. «Здесь надо 5 бюджетов города вложить. Так что философствовать можно, но нужно понимать механизм реализации. Нужны условия для инвесторов, создание мотивации», — рассуждал тогда мэр Владимир Городецкий.
Тем не менее часть идей воплотилась. В 2012 году недалеко от гостиницы River Park Hotel высадили 75 елей, в парке «Городское начало» открыли памятник Александру III, а сам парк благоустроили.
Современную сцену с организацией выхода к реке, встроенную в рельеф, не построили. Ветераны Новосибирского военно-морского собрания хотели привезти из Мурманской области подлодку «Новосибирск», но не нашли 30 млн на ее транспортировку. В районе строящегося микрорайона «Европейский Берег» недалеко от третьего моста спроектировали двухуровневую набережную с велодорожками и мостами до островов, которые облагораживает частный инвестор «Техноспорт».
Недавно стало известно об оживлении проекта многофункционального комплекса с театром Афанасьева на ул. Большевистская. Как рассказал президент компании «СтройМастер» Евгений Коновалов, возле станции метро «Речной вокзал» они строят 4-этажный торговый центр с парковкой на крыше и пешеходным переходом через ул. Большевистскую. Переход будет двухуровневым, на втором уровне предусмотрены парковки.
В пресс-службе ГУ МВД России по НСО рассказали, что самые частые правонарушения, совершаемые на набережной, — распитие спиртных напитков.
Редко случаются грабежи и кражи, а вот на прилегающей остановке общественного транспорта много карманников. В 2004 году на набережной закончилась убийством драка подростков на дискотеке. Среди последних громких дел — убийство двух человек под мостом через Обь. Это случилось в 2011 году, когда выпивающие ранее судимые люди убили собутыльника, а через месяц — свою знакомую, которая заявила, что ей все известно об убийстве и она собирается рассказать об этом полиции.
«У нас набережная мертвая даже не потому, что она не благоустроенная, — говорит завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игорь Поповский.
— У нас ул. Большевистская отрезает набережную от всей инфраструктуры.
Все зарубежные набережные сопровождаются кафе, бутиками, ресторанами, клубами, выставочными залами, чтобы люди прогуливались по зеленой части и могли в зимнее время просто погреться, но у нас это противоречит зонированию». По оценке Игоря Поповского, если создание небольшого сквера стоит 30–50 млн руб., то на набережную понадобится минимум полмиллиарда. Архитекторы настаивают, что большая ошибка — создавать парковую зону без инфраструктуры.
Бывший главный архитектор города Валерий Арбатский идею губернатора поддержал, уточнив, что развивать надо всю зону между мостами, причем на обоих берегах.
Рассуждая о том, как именно можно преобразить набережную, главный архитектор A.B.C.D. group Андрей Буслаев рассказал, что нужно связать Красный проспект с берегами реки и решить вопрос чрезвычайно депрессивной территории старого речного порта: «Можно изящно использовать исторический индустриальный контекст порта, оставив, например, портовые краны и старые баржи, вопрос только правильной организации инвестиций в среду».
Популярный у рыболовов левый берег он предложил развивать по пути частных прогулочных лодочных станций, плавучих ресторанов и клубов и прочих развлекательных заведений, не требующих фундаментов.
По мнению исполнительного директора ООО «АкадемСтройПроект» Артура Лотарева, берега Оби нужно развивать по-разному. На защищенном от ветра левом берегу — создать развитую парковую зону с элементами активного отдыха и спорта. Яркий пример такой реализации можно увидеть в Самаре. А на правом берегу нужно чередовать зеленые пространства размером со сквер с комплексами зданий административного или жилого назначения, выходящими к самому берегу, безусловно оставляя место вдоль берега для пешеходной зоны. «Такое решение позволит создать целую анфиладу с более защищенными от ветра местами для отдыха жителей и соединит, наконец, центр города с набережной, которая в этом случае будет функционировать круглогодично и круглосуточно, — говорит Артур Лотарев. — Такой подход сделает Новосибирск похожим на огромное количество европейских городов, таких как Лондон, Берлин, Гамбург или Париж».
Елена Сафронова
Фото Екатерины Калиневич