Человечество посылает детишек погибать в битве с гигантскими жуками в космосе — в самой масштабной кинопремьере этой недели, научно-фантастической «Игре Эндера». Кино снято по вышедшему в 1980-е годы роману Орсона Скотта Карда. Двадцать пять лет любовно оберегавшаяся автором от Голливуда, книга уважаема и популярна. К тому же у нее отрос длинный хвост из продолжений (а высокобюджетное кино без перспектив сиквелов в наше время обычно и не затевают).
Справка: «Игра Эндера» (Ender's Game; США, 2013) — фантастика о сопротивлении инопланетным захватчикам — земляне выставляют против них армию из специально подготовленных детей; особые надежды возлагаются на вундеркинда Эндера. По роману Орсона Скотта Карра. Реж. — Гэвин Худ («Люди Икс. Начало. Росомаха»). В ролях: Эйса Баттерфилд («Мальчик в полосатой пижаме», «Хранитель времени»), Харрисон Форд («Звездные войны», «Индиана Джонс»), Хейли Стайнфелд («Железная хватка»), Бен Кингсли («Список Шиндлера»). 114 мин. 12+
Прошло несколько десятилетий после того, как Землю атаковали инопланетные насекомоподобные существа — жукеры. Наших погибли миллионы. Из травмы выросла новая идеология, построенная на культе героев, победы над жукерами и лозунгах «не забудем, не простим, не допустим снова».
Один из таких детей, выращиваемых в футуристической казарме, — главный герой Эндер: интеллектуально сверходаренный, слегка аутичный, периодически — жертва бычковатых сверстников. Его выделяет как особо перспективного офицер, руководящий переплавкой детей на чудо-оружие (офицера играет Харрисон Форд, что наводит на мысли о состарившемся и осевшем в школе преподавать ОБЖ и физру Хане Соло). Но наставники колеблются: Эндер кажется им то чересчур слабым и мягким, то наоборот патологически жестоким (самому себе — тоже).
Бьшая часть фильма — будни детского спецназа: от бойкотов в столовой и потасовок в душевой — до боевой практики.
Детки отстреливают жуков в виртуальной реальности и набивают синяки в стратегической игре — вроде лазертага, но — в невесомости, внутри плавающего в космосе прозрачного шара размером с пару стадионов (незабываемого вида игрушка, вызывающая дикое желание поучаствовать).
Все это вместе складывается в футуристический, космический Хогвартс. И, действительно, «Игра Эндера» больше похожа на «Гарри Поттера», чем на «Звездный десант», о котором постоянно напоминают и жуковатые враги, и основная дилемма фильма — между милитаристскими и гуманистическими ценностями.
Будучи формально кино для подростков (мягкие возрастные рейтинги — в российском прокате, например, 12+ — соответствуют возрасту героев), «Игра Эндера» берется за недетские и весьма амбициозные вопросы.
Они, правда, несколько утрачивают вескость из-за логических нестыковок в сюжете — из-за того, что все герои (кроме харизматика Эндера) довольно-таки простоваты и бледноваты, и того, что шокирующий по идее финал хладнокровно просчитывается заранее.
По большому счету в кино особо не объясняется, почему именно дети нужны для войны, превратившейся в навязчивую идею человечества. Кстати, присутствующие в фильме намеки на то, что все больше зацикливающееся на давно закончившейся войне общество не совсем здорово, случайным образом оказываются довольно актуальными для российского зрителя: он в последние годы живет в чем-то похожем.
Ясно, впрочем, что такое обращение с детьми — всегда эффектный ход, который нравится и школьникам, и взрослым. Первым просто приятно, что им доверили оружие и космические корабли. Вторые испытывают щекочущую жуть от раздвигания рамок нормального. Впрочем, человечество это «ненормальное» долго практиковало. И не только с янычарами, гитлерюгендом и палестинскими смертниками, но и, скажем (здесь и сейчас), — в большом спорте, куда воспитанники вовлекаются прежде, чем научатся осознавать, что уязвимы и смертны. А также станут способны усомниться в авторитете облеченных властью взрослых. Некоторые, правда, даже достигнув совершеннолетия (а также пенсии), последнему не научаются.
А «Игра Эндера» — это в первую очередь история о том, как трудно, неприятно, но все-таки очень важно быть способным ставить общепринятое под сомнение.
Судя по тем великим стратегическим открытиям, которые герой сделает в конце, взрослые полководцы все предыдущие годы и правда были тугодумами. Ближе к развязке чемпион по умственным способностям Эндер также задается вопросом: почему никто никогда не пытался вести переговоры с потенциальными противниками (которые, несмотря на суставчатость и многоглазость, — несомненно, разумная и развитая раса). Ему отвечают, что это невозможно, — ведь у них нет голосовых связок. Надо думать, всех, кроме Эндера, такой ответ всегда устраивал.
Ну а учитывая, что «Игра Эндера» — это все-таки не «Трансформеры», а история взросления умного мальчика, стоило бы запаять сюжетные дырки (в финале в одну из них вообще может пролезть и улететь прочь космический корабль). Это все, впрочем, не означает, что «Игра Эндера» — провальный фильм. У фильма есть и футуристическая красота, и излучающий опасную тревожную харизму главный герой со сложной (и действительно сыгранной) внутренней жизнью, — но есть и самым грустным образом нереализованные возможности быть не просто неплохим, а незабываемым.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru