На экраны выходит заявка на сериал, который будет у всех на слуху, — экранизация первого романа из трилогии Сьюзан Коллинз. Миллионы фанатов (Amazon, например, недавно объявил Коллинз самым продаваемым автором для читалки Kindle) ждут кино трепетно. Формально «Голодные игры» — чтиво с той же полочки, что и незабвенные «Сумерки» — ориентированное на подростков (а в наше время этот возраст может простираться лет до тридцати). Но «Голодные игры» будут пожестче; у героев тут нет времени на томительное сближение носами. Потому что они — детки, которых отобрали для смертельной игры на выживание, снабдили тесаками и ножами и выпустили в лесные дебри охотиться друг на друга.
Справка: «Голодные игры» (The Hunger Games; США, 2012) — фантастика, боевик. Экранизация подросткового бестселлера Сьюзан Коллинз. Действие происходит в будущем; ежегодно для смертельной игры в прямом эфире отбирают 24 подростка — выживет только один. Режиссер — Гэри Росс («Плезантвиль»). В ролях — Дженнифер Лоуренс («Бобер»), Джош Хатчерсон («Мост в Терабитию»), Вуди Харельсон («Прирожденные убийцы»). Бюджет — 100 млн долларов. 142 мин.
В отдаленном будущем, после того как Америке (а вместе с ней, как нетрудно догадаться, и всем остальным) вышел кирдык, на руинах США образовалось новое государство с отстроенной в тоталитарном вкусе столицей Капитолием.
Капитолий похож на Москву, каковой она предстает в светской хронике глянцевых журналов: позитивный, инновационный, населенный вечными девушками в пудре и розовых лосинах. Сходство довершают государственной важности шоумены в париках и насурьмленных бровях, выступающие в телевизоре с речами о «нашем единстве».
Столицу окружают бедные дистрикты, где добывают природные ресурсы — в обмен на кое-как поддерживаемый средневековый уровень жизни. В наказание за некогда поднявшееся в двенадцати дистриктах восстание теперь их обитатели должны ежегодно выдвигать от каждого (по жребию) двух подростков, которые примут участие в реалити-шоу со стопроцентным рейтингом — гладиаторских Голодных играх.
На семьдесят четвертом году Голодных игр в пул от самого нищего и отдаленного из дистриктов попадает серьезная не по годам девочка-охотник, бьющая без промаха из лука белок, чтобы прокормить маму и младшую сестру (собственно, главная героиня). А также — мальчик из обеспеченной семьи: они даже свиней кормят настоящим хлебом! Мама мальчика сразу говорит, что у их дистрикта впервые появился шанс прославиться победителем — причем она имеет в виду не своего избалованного сына. А мальчик внезапно заявляет, что влюблен в героиню. Или это только пиар-ход, чтобы разжалобить телезрителей перед бойней? В любом случае, влюбленных этот доведенный до логического предела «Дом-2» еще не видел.
Треть игроков забьет друг друга насмерть еще при дележке оружия, еще треть погибнет в лесу от обезвоживания, укусов насекомых и так далее, еще треть окажется достаточно хитрой и жестокой, чтобы превратить «Голодные игры» в напряженное зрелище.
Поклонники Коллинз, разумеется, отметят: то не показали, это опустили, да и героиня в снах им являлась не такой. Но для непосвященного зрителя «Игры» выглядят вполне четким введением в курс дела. Оставленное же необъясненным (скажем, по ходу действия кукловоды-продюсеры неожиданно начинают менять саму реальность вокруг героев, как в LOST), скорее, интригует, чем раздражает.
Сама идея детских игр на выживание — одновременно и нарушение табу, и понятный ход для любого, кто помнит из опыта пребывания в детских коллективах кое-что помимо общепринято умилительного. Тема детской шоу-бойни уже была до кишок раскрыта в японской «Королевской битве» — в «Голодных играх» с ней обходятся куда стыдливее.
Собственно, единственная претензия к вообще-то удачному (по меркам блокбастера для подростков, конечно) фильму — то, что, загнав героиню в ад морального выбора, рассказчики начинают жульничать. То есть по воле случая или перемен правил избавляя ее от немыслимых решений. Что ж, материал для старшего школьного возраста накладывает ограничения.
Забавным образом в «Голодных играх», как и в «Сумерках», да и во многих других фильмах для юношества, очевидна смена гендерных ролей.
Если веками в приключенческих романах «юбка», которую герой спасает и лелеет, была максимально условным призом без особого характера, то теперь активную роль взяли на себя девочки.
А мальчики свернулись до милого, но бесполезного — кроме как для поцелуев — существа, которое нужно вести за руку, утешать и подбадривать. Впрочем, чувствительная кнопка, на которую давят «Голодные игры», — не та, что в «Сумерках»: не любовный голод, а тоска от лицемерия мироустройства. Подросткам это хорошо знакомо, на всех остальных тоже иногда накатывает. При определенном уровне самокритичности любое государство на планете может увидеть в Капитолии свои недостатки, доведенные до предела; некоторым даже особо стараться не придется. В конце концов, какая страна может поручиться, что у нее не наберется 23 человек в год, которые умерли, скажем, просто потому, что деньги были нужны на что-нибудь более зрелищное, чем медицина?
Елена Полякова
Кадры из фильма — thehungergamemovie.com (1), kinopoisk.ru (2, 3)