NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

сев.

758мм 39%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Образование мнение «Система предпочла отчеты»: как год пандемии отразился на образовании. Монолог директора колледжа

«Система предпочла отчеты»: как год пандемии отразился на образовании. Монолог директора колледжа

Директор колледжа Сергей Чернышов объяснил, почему удаленка сделала доброе дело образованию

Поддерживаете ли вы дистанционное образование? Если да, то почему? Давайте обсудим в комментариях

Трудно поверить, но ровно год назад в Новосибирск пришел коронавирус и начался тот самый карантин «на пару недель». Все сферы вынужденно перестраивались под новую реальность. Особенно сильно пандемия изменила систему образования: десятки тысяч школьников и студентов перешли на дистанционку. Директор частного новосибирского колледжа Сергей Чернышов сделал несколько выводов об удаленке — 2020. Публикуем его авторскую колонку на эту тему.

23 марта 2020 года школы и колледжи Новосибирской области ушли на каникулы. Нам говорили, что это только на неделю, но в реальности оказалось, что с этих «недельных» каникул мы вернемся только через полгода, и весь оставшийся учебный год ученики и учителя проведут онлайн. А потом еще и осенью им устроят веселые игры с раздельными переменами, онлайном для одних классов и офлайном для других — в общем, никто не будет знать наверняка, что завтра объявят очередным спасением от коронавируса.

Накануне ничего не предвещало беды. Институты переподготовки учителей и центры информатизации образования получали свои сотни миллионов бюджетных рублей в год, кого-то чему-то учили и отчитывались, что все учителя поголовно владеют «информационно-коммуникационными технологиями». Школы и колледжи делились на «лучшие» — те, которые получают повышенное бюджетное финансирование, внимание властей и постоянные экскурсии для внешних гостей, и все остальные — те, которые день за днем просто функционировали. Дети ходили в школу и там чего-то изучали.

Всё изменилось в один день, когда всем сказали: «А теперь продолжаем учиться онлайн». Это случилось не за один день, как сейчас кажется. Если кто не помнит, то у наших школ и колледжей было 2–3 недели, чтобы подготовиться. В сущности, это была проверка системы всего лишь по двум параметрам: качество менеджмента и удобоваримое содержание образования.

Давайте начнем с качества. Многие сегодня говорят, что это был провальный год для образования — дескать, дети не учились, учителя каким-то там образом высылали задания, и всё это как-то дожило до конца учебного года. Я же убежден, что качество образования ничуть не изменилось.

«Тотальная удаленка не сделала образование хуже — она только лишь показала, каким оно является на самом деле»

Глухие двери школьных кабинетов стали стеклянными. И мы увидели в них тотально устаревшие знания, методики преподавания, скучающих детей и учителей, которые не знают, как же удержать внимание учеников в отсутствие обычного «дневник на стол». Станет ли кто-то спорить, что всего этого не было в офлайне? Нет, просто все мы вдруг увидели это прямо в своих квартирах, буквально онлайн — и ужаснулись.

Вторым критерием проверки системы было качество менеджмента. Требовалось быстро принимать решения, взаимодействовать с растерянными родителями, приводить в чувство учителей, идти на риски и брать ответственность на себя. Но оказалось, что как раз ни к чему такому большинство представителей системы не готово. А оно и не должно было быть готово, если все предыдущие годы от них требовалось только одно — правильно составленные отчеты и красивые слова об успехах городского (областного, сельского, школьного — любого) образования. Всё это время система воспитывала послушных, а потом вдруг стала спрашивать с них, как с эффективных. Естественно, ничего не вышло.

Институты повышения квалификации учителей и центры информатизации образования с их бюджетными миллионами и красивыми отчетами, как оказалось, надували мыльные пузыри и строили воздушные замки. «Хорошие» школы в основном оказались точно такими же, как и все остальные — с растерянными директорами и учителями. Доподлинно известно, что многие директора «хороших» школ в самом начале апреля просили региональный Минобр отменить всеобщую удаленку, ссылаясь на то, что их учителя просто не способны работать в таком режиме.

Но были и хорошие новости. Управленческий хаос первых недель вдруг вынес всем на вид совершенно выдающихся учителей и директоров, которые смогли всё быстро и эффективно организовать. Они стали появляться, на первый взгляд, в самых неожиданных местах и делать потрясающие вещи — придумывать на ходу новые методики, покупать оборудование, не бояться говорить с рассерженными родителями. Их были сотни и тысячи, и это на их плечах система выстояла. Наш региональный опрос учителей, который мы проводили в самом начале апреля, когда всё только начиналось, показал, что в новосибирской системе образования есть сотни людей, которые готовы менять ее изнутри — содержательно и организационно.

К сожалению, система этим шансом не воспользовалась. И это, пожалуй, самый горький урок года пандемии в образовании. У города и области был шанс взять этих новых лидеров и помочь им быстро изменить и содержание, и принципы управления в системе образования. Но вместо этого уже к концу апреля система предпочла вновь строчить бодрые отчеты о том, как всё у всех хорошо. А сегодня, через год, предпочитают и не вспоминать, что были какие-то новаторы, которые смогли сами создать островки благополучия в бушующем хаосе удаленки.

В сухом остатке: система испугалась, но быстро опомнилась. Все показали свое истинное лицо. И каждый получил верный критерий отбора будущих партнеров, сотрудников и мест для получения образования. Больше не нужно узнавать про средние баллы ЕГЭ, квалификацию учителей и смотреть на ремонты в классах. Достаточно просто узнать: а что вы делали, когда все перешли на удаленку?

Нужно ли оптимизировать систему образования?

Да, система требует сильной реформы
Да, нужно внести незначительные изменения
Нет, сейчас всё хорошо
Нет, изменения только больше разрушат существующую систему

Ранее Сергей Чернышов комментировал другие спорные ситуации — например, с зарплатами ученых. Он заявил, что «ситуация с жалобой президенту на низкую зарплату — очень смешная». А до этого объяснил, почему зарплата педагога не должна быть выше рынка.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления