NGS
Погода

Сейчас+23°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+23°

ясная погода, без осадков

ощущается как +21

3 м/c,

ю-з.

745мм 24%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Экономика Новосибирский бомбардировщик

Новосибирский бомбардировщик

Фоторепортаж с Новосибирского авиазавода им. Чкалова, который нанял за последний год рекордное количество новых сотрудников

Главным продуктом НАЗ являются сегодня фронтовые бомбардировщики Су-34. Современные машины, чья дальность полета (при дозаправке в воздухе) ограничена, по сути, только возможностями пилотов. Сами авиастроители особо отмечают, что (в отличие от гражданской продукции) львиная доля комплектующих для него — также российского производства.

Новосибирский авиационный завод им. Чкалова за прошедший год увеличил численность сотрудников почти на 500 человек и по-прежнему нуждается в новых специалистах. На предприятии говорят, что НАЗ обеспечен государственным оборонным заказом до 2020 года и в состоянии сегодня не просто выживать, но и развиваться, закупая новую технику, реконструируя цеха. Корреспондент НГС.РАБОТА отправился на легендарный авиазавод, чтобы посмотреть, кто и в каких условиях собирает в Новосибирске современные боевые машины.

Завод им. Чкалова основан еще в 1931 году, а самолеты начал выпускать в 1937-м. Во время войны одних только самолетов Як (7Б и 9) было собрано больше 15 тыс. Пик развития предприятия пришелся на начало 60-х — тогда здесь работали больше 23 тыс. человек, собиравших сразу несколько моделей самолетов: Су-9, Су-11, Су-15 (1966) и др.
В 80-х численность работников снизилась до 12–15 тыс. человек, а основным продуктом завода стал многоцелевой штурмовик Су-24, которых к началу перестройки выпускалось здесь порядка 100 машин в год. Самолеты этой модели до сих пор стоят на вооружении многих стран.
В 90-х дела пошли совсем плохо, и авиазавод вынужден был зарабатывать любыми способами: на предприятии делали санки, лодки и прочие далекие от боевой авиации вещи. Применение нашли даже взлетно-посадочной полосе, которая использовалась для приема и отправки коммерческих рейсов (частных и чартерных).
Ситуация начала выправляться только в 2000-х, активный рост числа сотрудников и вовсе начался совсем недавно. Сейчас в НАЗ говорят, что загружены госзаказом вплоть до 2020 года и главной проблемой теперь становится поиск и подготовка специалистов, которые смогут этот заказ выполнить.
В среднем сейчас НАЗ принимает каждый год порядка 1000 новых сотрудников — большей частью они заменяют выбывших коллег (кто-то находит новую работу, кто-то уходит на пенсию, кто-то уезжает в другой город). Из новоприбывших остаются работать, впрочем, тоже далеко не все — порядка 25 % отсевается в течение первого года. Жесткая дисциплина, дополнительные ограничения, связанные с секретностью, и повышенные требования к качеству подходят не всем.
Всего на предприятии сегодня трудится порядка 6,7 тыс. человек, причем именно в этом году произошел самый значительный скачок численности работающих за несколько последних десятилетий — она выросла почти на 500 новых позиций. И это не предел — сейчас заводу нужно будет нанять еще порядка 100 сотрудников дополнительно.
Главная сложность при поиске персонала у НАЗ — в его специфике: все авиастроительные предприятия России можно пересчитать по пальцам одной руки, так что по ключевым позициям взять готовых специалистов со стороны заводу просто неоткуда — приходится готовить их самостоятельно. Бóльшую часть новых сотрудников приносит так называемый Консорциум (факультет летательных аппаратов НГТУ, авиационный колледж, промышленное училище № 1 и сам завод).
Наиболее востребованные специальности на сегодня — сборщик-клепальщик, оператор станков с ЧПУ и слесарь-сборщик летательных аппаратов. Средняя зарплата по предприятию — 32 тыс. руб., но при желании (и наличии квалификации) можно зарабатывать до 60–70 тыс. Правда, для этого придется периодически жертвовать выходными и работать в праздники.
Предмет отдельной гордости НАЗ сейчас — молодеющий коллектив (средний возраст сотрудников снизился до 40 лет). В цехах действительно немало работников, которым на вид нет и 30 лет, что для российских промышленных предприятий, к сожалению, сегодня редкость.
Меняются и сами цеха. В них все больше современного высокопроизводительного оборудования, найти специалистов для которого среди ветеранов попросту будет затруднительно. Например, эти станки стоят под 200 млн руб. и не только обеспечивают высочайшую точность обработки деталей, но и работают куда быстрее, чем старое оборудование, которое до сих пор встречается в цехах.
Изменения коснулись и внешнего вида цехов. Переход на новое оборудование заставил уложить современные гладкие полы — квадратный метр такого пола стоит около 3,5 тыс. руб. Ремонт производственных площадок, впрочем, идет постепенно — по мере возможностей и реальных потребностей.
Военная специфика заставляет делать боевые машины практически полностью из отечественных комплектующих, однако обойтись без импортных станков на производстве невозможно. Но есть на предприятии новое оборудование и российского производства, как, например, эта электронно-лучевая камера по сварке бронеплит для кабины Су-34. Автоматика позволяет собрать кабину за несколько смен, в то время как раньше на это могло уходить несколько месяцев.
Рабочие места инженерных работников вынесены из отдельного здания непосредственно в цеха, чтобы упростить взаимодействие тех, кто собирает самолеты, с теми, кто должен понимать, почему их нужно собирать именно так, а не иначе. «Опустили всю техническую мысль в цеха. Минимизировать бюрократию», — объяснили на заводе.
В цехе окончательной сборки машины приобретают законченный вид — после этого они отправляются на испытания, а затем передаются в войска. На заводе еще не привыкли, видимо, к тому, что новые самолеты опять выходят из его цехов регулярно, и передача каждой партии превращается в своего рода заводской праздник. Дело это добровольное, но посмотреть, как уходят в небо машины, которые собраны и твоими руками тоже, приходят по 1,5 тыс. человек.
Кроме производства Су-34 НАЗ сегодня участвует в выпуске гражданского самолета Sukhoi Superjet 100. Именно в Новосибирске собирают кабины этой машины. Для этого пришлось приобрести новое оборудование. Например, этот огромный агрегат позволяет автоматически сшивать части кабины, сверлить в них отверстия и устанавливать клепки.
Объемы производства гражданской продукции пока невелики, но на заводе уже готовятся к тому, чтобы поставить их выпуск на поток. Эти сборочные станы могут поворачиваться на 180 градусов, что облегчает труд сборщиков (в цехах, где собирается боевая техника, таких удобств не предусмотрено).
Проносящиеся время от времени над головами горожан боевые самолеты вызывают смешанные чувства. Как ни крути, но это орудия убийства, и лучше будет, если им никогда не придется демонстрировать свою мощь в реальном бою. С другой стороны, какое еще новосибирское предприятие делает столь же сложный, высокотехнологичный продукт? И уже само по себе сознание, что эти ревущие в небе машины с самого начала собраны здесь, — вполне достойный повод для гордости за свой город.
Стас Соколов

Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления