NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

с-з.

757мм 49%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,19
EUR 97,79
Реклама
Культура «Я в первый раз столкнулся с такой красотой»

«Я в первый раз столкнулся с такой красотой»

Искусствовед объяснил чемпиону мира по фитнесу суть квадратной голой женщины и других работ художника, который довел Хрущева до истерики

В Сибирском центре современного искусства (СЦСИ) проходит выставка советского авангардиста Элия Белютина. Белютин был участником и организатором знаменитой выставки в Манеже, вошедшей в историю как место знакомства Никиты Хрущева с авангардной живописью. Тогда генсек назвал новую знакомую «мазней», а авторов ее — «педерастами». Поскольку и сейчас про абстрактную живопись особо не объясняют в школьной программе, у общественности по-прежнему бывают к ней вопросы. Поэтому для фоторепортажа о выставке корреспондент НГС.РЕЛАКС решила пригласить задавать вопросы эксперту человека из сферы, максимально далекой от современного искусства. Из спорта, например. А сама просто записала получившийся разговор Константина Некрасова, чемпиона мира по фитнесу, с Сергеем Самойленко, координатором Сибирского центра современного искусства.

Справка: Белютин Элий Михайлович (1925–2012) — российский художник и теоретик искусства. Выставка работ Белютина 40–80-х гг. «Теория всеобщей контактности» проходит в Сибирском центре современного искусства (Вокзальная магистраль, 11) с 24 апреля по 23 мая 2013 года. Ежедневно с 10:00 до 20:00. Цена билетов — 60 руб. 12+

Сергей Самойленко, координатор СЦСИ: «Итак, это тот самый художник, на которого Никита Хрущев 50 лет назад топал ногами на выставке в Манеже и кричал «Педерасты!». На этом кончилась оттепель. И это была одна из самых драматических точек столкновения художника и власти…
…и, казалось бы, прошло полвека, но история ничему не учит. Потому что недавно наш новый министр культуры высказался в похожем духе: «Надо еще разобраться, что это за современное искусство и чем оно отличается от детских почеркушек».
Константин Некрасов, чемпион мира по фитнесу: «А эти картины выставлены на продажу?». Сергей Самойленко: «Нет, это подарок краеведческому музею от вдовы Белютина. На рынке его практически нет, а если есть, то стоит очень дорого — сотни тысяч. Хотя это, конечно, не самое дорогое. Только что прошли новости о самой дорогой картине ныне живущего художника — работа Герхарда Рихтера продана за 37 млн долларов…
…Вдова Белютина передает его работы провинциальным музеям. На Москву, где у него долго толком даже не было мастерской, у нее есть обида. И это — великое дело в популяризации современного искусства…
…Потому что творчество Белютина — яркая страница в советском искусстве второй половины ХХ века. Его учителями были мастера русского авангарда, люди, которые сделали его мировым явлением: Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Лев Бруни. Он получил эту школу из первых рук…
…Это не самые известные работы — самые известные в Третьяковке, в Русском музее, за границей… Но наша выставка конспективно передает его творческий путь: от реалистичных работ через экспрессионизм к поздним абстракциям…
…Видите, он начинал с реалистичных работ, а потом начал искать другие способы выражения. Потому что искусство — это не просто способ зафиксировать реальность. Зачем, если есть фотография? Вот в этих работах уже видно, как он ищет выход из реализма…
…И вот — 80-е годы, уже такой лютый Белютин! Экспрессия цвета — мощнейшая! Сам он считал, что цвет — главное в картинах, а композиция — уже в меньшей степени».
Константин Некрасов (осторожно вставляет в разговор): «Я в первый раз столкнулся с такой красотой в художественном плане в доме одного клиента в Москве, человека с очень хорошим достатком. У него я увидел подобную картину, встал и простоял перед ней минут десять».
Сергей Самойленко: «А что вас задело?». Константин Некрасов: «Сила. Энергетика». Сергей Самойленко: «Вот! Энергетика! Белютин считал, что картины должны действовать на зрителя и на физиологическом уровне. ХХ век же совсем не такой, как другие, сознание сильно меняется. К тому же после войны… Кстати, Белютин воевал. Пошел на фронт пацаном, был контужен…».
Константин Некрасов: «Хм, это дверь, да?». Сергей Самойленко: «С одной стороны — дверь. А с другой — можно прочитать и как женскую фигуру. Тут руки, тут — ха! — соски. А дверь тогда — сами понимаете что. И — мощный, стихийный красный цвет. Абстрактная живопись тем и хороша, что в ней можно увидеть много смыслов».
Корреспондент НГС.РЕЛАКС: «Ну а как вы обычно отвечаете на вопрос, по каким признакам картина отличается от детских почеркушек?». Сергей Самойленко: «Да нет таких признаков. Все имеет смысл в контексте творчества и времени. Искусство — это то, что принято считать искусством в данный момент, не больше и не меньше…
…Есть куча вещей, которые оставлены за его пределами и эти границы постоянно переопределяются. Это всегда проблематичный вопрос, со сложной философской подоплекой: что вообще такое искусство? Никто же не ответит определенно».
Константин Некрасов: «Спасибо за экскурсию». Сергей Самойленко: «Не за что. Главное, чтобы вы эмоционально что-то получили. Вот я, когда в спортзал хожу, примерно так же заряжаюсь». (Оба дико хохочут).
Материал подготовили Елена Полякова и Анна Золотова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления