NGS
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+10°

пасмурно, сильный дождь

ощущается как +8

2 м/c,

с-в.

747мм 97%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Культура Complexions: взрыв в оперном театре (видео)

Complexions: взрыв в оперном театре (видео)

Чернокожие мускулистые танцовщики из нью-йоркского балета удивили полетами и заставили новосибирцев переживать

Посмотреть на всемирно известный балет из Нью-Йорка в оперный театр отправились даже те, с кем и сам оперный, и вообще балет случились впервые. Уже одно только это — действительно мощнейший вклад Сибирского фестиваля балета в культуру Новосибирска. 25 марта шестой по счету фестиваль стартовал с гастролей американской труппы Complexions. Более полутора тысяч новосибирцев, затаив дыхание, наблюдали за мужчинами в юбках, а также порхающими, словно бабочки, горами мускулов и такими неожиданными поворотами хореографии, что напряжение в зале можно было потрогать.

Профессионализм владения телом, граничащий с магией, брызги пота и эмоции, от которых, казалось, вот-вот взорвется оперный театр, — таково было аншлаговое выступление нью-йоркского балета Complexions 25 марта. Событие для Новосибирска впечатляющее. Созданная в 1994 году компания Complexions действительно востребована во всем мире — от La Scala, Большого и Мариинки до Cirque du Soleil, а также сотрудничества с поп-звездами Мадонной и Принсом. Основатели балета — Дуайт Роден и Десмонд Ричардсон, вышедшие из-под опеки главной негритянской труппы мира Allvin Ailley American Dance Theatre. Даже авторитетный New York Magazine не скупится называть их иначе, как «самые блистательные виртуозы танца».

Москву Complexions радуют гастролями стабильно раз в несколько лет, начиная с 2004 года, всякий раз оставляя столичных критиков воспевать хвалу неистовому «атлетичному эротизму». В Новосибирск же знаменитая труппа из 15 человек, включая самих солиста Ричардсона и хореографа Родена, пожаловала в первый и, вероятно, последний раз, ведь нынешние гастроли проходят с припиской «Прощальный тур Дезмонда Ричардсона». Чернокожей звезде уже за 40, и теперь он намерен петь, о чем сообщил новосибирским журналистам.

В продаже оставались лишь отдельные места. Для шоу такого уровня цены были демократичны — от 400 до 3500 руб. По данным касс оперного, случился аншлаг — более 1600 человек. Шоу состояло из трех отделений по полчаса с двумя продолжительными антрактами и в целом длилось 2,5 часа. Первое отделение — лирическое и максимально близкое к тому, что у большинства ассоциируется с балетом. Однако никаких пачек. 15 полуобнаженных танцоров в минимуме одежды — атласные темные купальники на женщинах и такие же шорты на мужчинах — полчаса заставили переживать полторы тысячи новосибирцев, забывающих от напряжения даже сделать вдох.

Определяющие черты стиля Complexions — никаких правил. И в данном случае это не просто слова. Стоит только на минуту поверить, что перед тобой балет — вот пуанты, изящные движения, вот фарфоровая куколка тянет носок — и тут же она вдруг делает то, от чего тебе приходится вздрагивать: расставляет ноги и приседает, как хип-хоперша с улиц черного Гарлема. А следом она же с невозмутимым видом обвивает ногой партнера и, кажется, вот-вот оторвется от сцены, такая вся невесомая. Но вот уже — фирменный «стриптизный» прогиб в пояснице, и, такая нежная минуту назад, она уже хлещет пышной гривой по полу в неистовстве страсти. Причем рядом пара или один танцор вытворяет нечто совсем другое. Никакой синхронности. Каждый здесь ведет свою линию — такую разнообразную, что действительно некогда вздохнуть. Но чудесным образом многообразие сливается в общий рисунок. От наблюдения за каждым в отдельности, от увлеченного аханья — да как это вообще возможно, выворачивающийся шпагат! — ты меняешь фокусировку взгляда и переходишь к восприятию всего этого «хаоса» как движущейся картины. И видишь целостное произведение искусства — бурлящие эмоции, контролируемый взрыв — мощный, но столь искусно сдерживаемый в рамках прекрасного.

К глазам каждого зрителя как будто подключается поток мощной энергии, соединяющей сцену с залом почти что видимыми нитями, а точнее — натянутыми струнами, которые нуждаются в пометке «осторожно, высокое напряжение».

Второе отделение — череда сменяющих друг друга «малых форм» — 6 номеров, каждый со своим сюжетом. Третий по счету фрагмент «Завещание» 2011 года из затейливого танца мужчины в юбке со сборками и очень энергичной женщины предстал современной драмой о том, как сложно любить в мире, где гендерные роли оказались не просто размытыми, а трансформировались до неузнаваемости, в которой человечество еще не научилось ориентироваться. Тема нашла продолжение в сольном номере Дезмонда Ричардсона — Гольдберг-вариации (2008) на одноименные произведения Баха (1741).

Громадина мускулов с широченной спиной парила по сцене как прозрачное облачко, заставляя потирать глаза: это как нужно управлять каждым мускулом, чтобы такое нагромождение сделать изящным.

И над поразительной техникой снова воспаряет отчетливый сюжет — о мужчине, который то корчится от мук на полу, хватаясь за голову, то бегает по кругу, тревожно всматриваясь в небо, а потом складывает руки в молитве, обращаясь за ответом к Всевышнему. Для Complexions вообще характерен не только «атлетический эротизм», но и постоянное обращение к Богу с их пластическими аналогами спиричуэлс — негритянских духовных песнопений. Настоящим волшебством впорхнул на темную сцену фрагмент из постановки 2012 года «Траектория». Зрителя застала врасплох музыка: нарезка индустриальных звуков и сэмплов с горловым пением. Шестеро танцоров же, как невесомые бабочки, переходили от постановки на носки к пластической пантомиме и чуть ли не фриковым движениям и «кукольным» подергиваниям и изломам. От шаманских плясок с бубнами до забойного рок-н-ролла пронеслось третье отделение — Pretty Gritty Suite (2004) на музыку знаменитых американских шлягеров — например, «Feeling Good» Nina Simone. И если

в первом отделении зритель скорее переживал и напрягался, поражаясь технике, во втором — прочувствовал психологизм, то тут — расслабился и захотел пуститься в пляс, то и дело выкрикивая «браво!» настоящей негритянской страсти.

Помимо заядлых чопорных театралов с ридикюлями и чинных пар, помимо интеллигентных бабушек и аккуратных девочек младшего школьного возраста (судя по всему, юных балерин) нашлось в зале место и для «балетных девственников». 27-летний юрист Эдуард признался, что в Новосибирском театре оперы и балета он во второй раз: «Оперу я уже видел, «Евгений Онегин», — не понравилось. На балет давно хотел сходить, и когда приехала труппа из Нью-Йорка, понял — пора». Больше всего Эдуарду понравилось «тувинское горловое пение под индастриал и капли пота, летящие от мускулистых танцоров во все стороны». Потраченных 4 тыс. руб. за два билета ему в результате не жаль.

Зинаида Кузнецова

Фото Виктора Дмитриева (1, 3, 4), предоставлено пресс-службой НГАТОиБ (2)

Видео автора

Фрагмент выступления балета Complexions в Новосибирском театре оперы и балета 25 марта 2013 года
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления