Бренд «СМиУЛ» зародился в январе 2015 года. Тогда жительница Новосибирска Ольга Путилина с коллегами работала в агентстве праздников, но рынок начал меняться, и компаньоны стали искать новую нишу для развития. «Я всегда в работе старалась дарить людям позитивные эмоции, но тогда мы уже немного выросли из праздников, на рынок пришли молодые конкуренты, и мы решили переквалифицироваться. Но при этом остаться в том же формате и сохранить позитивные эмоции», — вспоминает девушка. Коллеги долго думали над тем, что предложить рынку, и решили зарабатывать на подарках. «Мы начали думать, что самые популярные подарки — это цветы, фоторамка и открытка. В итоге решили объединить это всё в единое нечто. Долго думали и рисовали, в итоге у нас появился СМиУЛ», — рассказывает Ольга Путилина.
По сути, СМиУЛ (расшифровывается как «смотри и улыбайся») — это пластиковый горшочек высотой 15 сантиметров, в корпус которого можно вставить любое изображение, а в сам горшок поместить букет из цветов или чего-нибудь съедобного. Сегодня компания Путилиной изготавливает сами хитрые горшки, занимается дизайном открыток и букетов, а также продает смиулы в другие города.
Главная особенность кашпо-открытки — это конструкция, которую, как утверждает Путилина, до новосибирской компании не делал ещё никто. В прозрачную ёмкость помещают декоративный вкладыш, а сверху вставляют ещё один горшок, поменьше, который защёлкивается с первым так, что конструкция становится «относительно герметичной» и вода, если она предполагается в композиции, не попадает на бумагу. «Мы специально разработали этот замок, чтобы всё держалось. У нас защищена торговая марка, нам одобрили полезную модель, будем получать патент скоро», — рассказывает Ольга.
Команда потратила год, чтобы сделать этот герметичный горшок: первый образец был получен только в феврале 2016-го. Всё это время ушло на разработку правильной пресс-формы, в которой сегодня отливают заготовки для сувениров, арендуя специальный станок на заводе. «Сделать собственную пресс-форму было очень сложно и тяжело, мы почти год боролись за неё с производителем. Первый вариант не получился, пластик был слишком тонкий. Потом пластик вроде получился — 10 штук нам сделали, но произошёл технологический сбой, и снова [всё было] неправильно», — вспоминает Путилина. Но изготовители нашли баланс, и с зимы 2016 года модель горшка не менялась.
Первоначальные вложения в разработку и изготовление пресс-формы, регистрацию торговой марки, патент, создание линейки и дизайн составили около миллиона рублей, рассказывает собеседница.
Вернуть эти деньги у «СМиУЛа» пока не получилось, выйти в плюс Путилина планирует в середине следующего года — после продаж новогодних горшочков и коллекций к весенним праздникам.
Ольга говорит, что сегодня только 30% клиентов заказывают стандартные смиулы из меню, чаще же покупатели просят собственный дизайн и наполнение. Тем не менее компания разработала несколько десятков универсальных горшков. Самый дешёвый из них, судя по данным сайта, стоит 990 рублей (композиция с печеньем в форме поцелуев и звёзд к 23 февраля с текстом «Для любимого защитника»), самый дорогой — 2150 рублей (смиул с печеньем в форме сердечек в подарок маме на день рождения).
Кроме того, компания продаёт горшочки без наполнения (они стоят 390 рублей), а также предлагает услугу — собрать букет из алкогольных миниатюр, которые, правда, должен купить сам клиент, потому что «СМиУЛ» торговать алкоголем не может (около 850 рублей).
Количество заказов сильно зависит от сезона, признаётся предприниматель, летом спрос не слишком велик. Тем не менее компании удаётся привлекать клиентов без каких-либо вложений в рекламу: только благодаря сарафанному радио за поздравительными горшками приходят до 200 клиентов в месяц, рассказывает собеседница. «Мы прирастаем каждый месяц на 50–100% по количеству заказов. <…> Сейчас пошла хорошая тенденция — уже интересуются другие города, у нас уже около десяти партнёров, и Москва, и Омск, и Кемерово, в Оренбург вчера посылка пришла, в Краснодар», — перечисляет Ольга Путилина. В следующем году, если получится отладить все процессы в Новосибирске, компания планирует заняться продажей франшиз.
И хотя прибыли в компании ещё нет, первыми результатами предприниматель очень довольна. «Я вижу колоссальные перспективы, раз пошла такая раскачка, даже в других городах, без рекламы. <…> Ёмкость новосибирского рынка большая, для начала нам пришлось его создать, в этом была сложность, чтобы люди про нас узнали. <…> Здесь огромный спектр — мы можем работать и с фотографами, которые как сувениры это предоставляют, и с корпоративными клиентами, которые будут украшать офисы», — объясняет Ольга. Кроме того, в будущем году в продаже должны появиться смиулы поменьше.
По мнению Ольги Путилиной, эти сувениры так нравятся людям, потому что они позволяют подойти к подарку творчески и сделать его интересным для каждого клиента. «Мы изобрели продукт, который можно сделать очень адресным и точечным подарком для любого. Например, мы пишем на нём "Ты особенная, потому что мама" — и цветы в нём смотрятся уже совершенно иначе. Если это подарок для бабушки, с одной стороны надпись "Ты самая лучшая в мире бабушка", а с другой фотографии внуков. Это очень трогательно — бабушки такие смиулы просто зацеловывают, они стоят на самом видном месте, в самом почётном углу. Вроде бы это просто кашпо, но на нём написано что-то, что знаешь только ты и тот, кому ты его даришь, в этом главная "фишка"», — считает девушка.
В прошлый раз НГС.БИЗНЕС рассказывал о другом сервисе с горшочками: студентка открыла своё дело, предложив новосибирцам дарить не печенье, а хищных монстров.
Наталья Гредина
Фото со страницы vk.com/smiul