На этой неделе СМИ сообщили, что дешевые сиюминутные туры с большой вероятностью могут исчезнуть с рынка путешествий, об этом говорят и новосибирские турагентства. Доля горящих туров сократилась с 20 до 5 %. НГС.БИЗНЕС узнавал, как в этом году будут продаваться экстремально дешевые путевки на юг и как это может повлиять на местный рынок путешествий.
По оценке Ассоциации туроператоров России, в 2014 году 15–20 % турпутевок приходилось на горящие туры, сегодня этот сегмент занимает всего 3–5 %. Такие данные со ссылкой на исполнительного директора ассоциации Майю Ломидзе привел «КоммерсантЪ». Другие опрошенные изданием эксперты также подтвердили, что из-за кризиса предложение горящих туров значительно снизилось.
Новосибирские туристические агентства в целом подтверждают — количество горящих путевок из года в год сокращается, однако о полном их исчезновении пока говорить рано. Участники рынка признаются, что стали осмотрительнее бронировать рейсы и научились заполнять их задолго до вылета.
Гендиректор туристической фирмы «Глобус-Тур» Елена Лукьянова оценивает долю горящих путевок на региональном рынке в 10–15 %. «На этот сегмент достаточно устойчивый спрос. Сейчас значительно уменьшилось предложение, очень сильно изменился рынок. 2 года назад каждый из туроператоров предлагал колоссальное количество горящих туров — это было вызвано высочайшим уровнем уже нездоровой конкуренции. Сегодня нормальный рынок, в котором есть доля горящих туров, на которые, безусловно, есть спрос», — считает она.
Пик горящих путевок пришелся на «тучные годы», когда чартерные программы из Новосибирска были разнообразнее — сегодня экстремально дешевых предложений на рынке нет вообще,
отмечает директор по развитию турагентства «География» Антон Захаркин. «Горящие туры — это попытка слить места задешево, чтобы закрыть рейсы. Практика последних 2 месяцев показывает, что горящих туров сейчас практически нет. Тот же Таиланд закрывается за 2–3 недели до вылета, там нечему гореть, просто мест нет. Туроператоры стали более серьезно относиться к загрузке своих самолетов, сейчас они закрывают рейсы с неплохой прибылью, смысла в горящих турах нет», — отмечает Захаркин.
Самые дешевые путевки могут появиться только на чартерных рейсах, причем скидка может достигать 20–25 %, в крайних случаях — 40 %, подчеркивает руководитель представительства Tez Tour в Новосибирске Галина Машухова. Но сейчас их выбор весьма ограничен — чартеры из Новосибирска летают только в Таиланд, Вьетнам, Индию и Китай. «Все остальное продается на регулярных рейсах, на таких рейсах в 95 % случаев ближе к вылету цена возрастает. Вся Европа, Эмираты продаются на регулярных рейсах, где про слово "горящие" нужно забыть», — считает Машухова.
Машухова оценивает долю спецпредложений в компании в 3–5 %. «Горящие путевки имеют очень плохое качество — это последние отели, которые остались, у них либо не соответствуют цена-качество, либо очень дорогие. Поэтому продавать горящие всегда проблематично, потому что люди не всегда довольны качеством», — отмечает она, отмечая, что раннее бронирование расширит выбор отелей.
Горящие путевки могут быть дороже тура, купленного за несколько месяцев до вылета, согласна Лукьянова. По ее словам, в «Глобус-Туре» самые дешевые варианты на ближайшие даты есть в китайскую Санью (50–55 тыс. руб. на человека за 14 ночей) и во Вьетнам (100–105 тыс. на двоих за 13 ночей). «Тот же самый отель [во Вьетнаме] в мае по минимальной цене за 14 ночей стоит 73 тыс. на двоих. Надо ли ждать этот горящий тур, если можно спланировать на май месяц с большим выбором отелей?» — замечает Елена Лукьянова.
Некоторые признаки былых горящих туров еще сохраняются на направлениях во Вьетнам и Сочи, говорит руководитель турагентства «Свобода Трэвел» Валентин Бондаренко.
«Сейчас "горячка" стоит, как раньше стоил нормальный тур. Сейчас туры в Таиланд стоят не 20 тыс. на человека, а 40 тыс.»,
— говорит Бондаренко. Для минимизации убытков туроператоры стали лучше планировать план работы, уменьшая количество бронируемых мест в отелях и покупая меньшие блоки мест в самолетах — именно это и вымывает последние горящие путевки с рынка, отмечает эксперт.
«Горящие туры никуда не делись, просто теперь это не полуподвальные агентства, а интернет. Скажем, "Трэвелбелка" каждый день выкладывает то Гоа за 10 тыс., то Чехию за 5 тыс.», — говорит PR-директор Aviasales Янис Дзенис. Серьезной альтернативой для любителей горящих туров стало и самостоятельное бронирование путешествий. Для этого нужно спланировать поездку на регулярных рейсах за 5–6 месяцев до вылета, отмечает Дзенис. По данным Aviasales, в Юго-Восточную Азию из Новосибирска лучшее предложение можно найти за 3 месяца до желаемой даты, а в Стамбул, Прагу или Дубай — за 1 месяц.
Фото Юлии Шипициной