NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -1

1 м/c,

зап.

753мм 89%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Реклама
Страна и мир фоторепортаж «Механик, крути киноленту!» Как показывали фильмы в кинотеатрах СССР и как это делают сейчас — НГС проник в кинорубку

«Механик, крути киноленту!» Как показывали фильмы в кинотеатрах СССР и как это делают сейчас — НГС проник в кинорубку

Отличная возможность увидеть советские картины совершенно другим взглядом

Последний пленочный проектор в «Ауре»

С 14 апреля в российских кинотеатрах стартовал знаменитый фильм «Любовь и голуби», продолжающий череду показов советского кино на больших экранах. Для тех, кто любит фильмы эпохи СССР, но не застал их кинопоказ в советские годы именно в кинотеатрах, это отличная возможность увидеть любимые картины совершенно другим взглядом. Ведь кино в телевизоре и в кинозале — совершенно разные вещи, другие ощущения от большого экрана, мощного звука, большого пространства, более мягкой и художественной картинки, общности людей в зале. Как теперь показывают фильмы и как было раньше — авторедактор НГС Дмитрий Косенко побывал в настоящей кинорубке и сейчас всё расскажет.

Индеец в «Человеке с бульвара Капуцинов» так просился с родителями на киносеанс:

— Пап, а я?

— Мал еще.

— Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму, так мал!

А Олег Табаков (бармен Гарри) говорил так:

— Пла́чу два раза в день! Первый раз, когда вечером смотрю фильму, второй раз — утром, когда подсчитываю убытки!

Кинотеатр «Синема Парк Аура»

А вы знали, что изначально после возникновения синематографа кинокартины называли «фильмой», в женском роде? А всё потому, что слово произошло от английского film — пленка, лента. И именно при помощи пленки показывались фильмы в кинотеатрах всю основную жизнь синематографа — кинопроектор, бобины, киномеханик и прочее. В последние 10 лет киноиндустрия перешла на цифровой показ — экраны, проекторы с мощными лампами остались, а фильмы загружаются в электронном виде. Посмотрите наш небольшой ролик из самой настоящей кинорубки, где проекторы показывают по обе стороны от рубки на несколько залов.

Раньше крутили пленку

А это один из последних пленочных кинопроекторов, он трудился до 2011 года, сейчас стоит в кинотеатре «Формула кино» ТРЦ «Аура» как памятный экспонат — его решил оставить директор Павел Даньшин. Мощнейший агрегат, лампа 6000 Ватт — чтоб, стало быть, луч света пробился до сердец зрителей. А еще система жидкостного охлаждения и принудительной вентиляции — всё это грелось неимоверно, в кинорубках стояла высокая температура — жаркая работенка была у киномехаников.

«Пробег» кинопроектора

Это «одометр» кинопроектора, как на автомобиле, только тут не пробег фиксируется, а количество часов работы — чтобы контролировать состояние аппарата, ресурс лампы.

Попробуй заряди

В прежние годы механики заряжали пленку в мудреный лентопротяжный механизм и следили, чтобы вовремя переключиться с одной бобины на другую (при помощи второго проектора) — вся фильма на одной-то не умещалась. В кинотеатры привозили так называемые копии — они специально тиражировались на основе оригинала. Со временем копии физически истирались.

— Когда фильм готов, с него делали копии, например, на «Мосфильме». Специальный аппарат, в котором движется оригинальная пленка, каждый кадр — делается фотография на пленку-копию. И вот эти копии потом развозили по стране. Звук был — дорожки с двух сторон пленки, — рассказывает Павел Даньшин, директор кинотеатра «Формула кино» ТРЦ «Аура».

Фильмы проходят реставрацию

Да, кино было ламповое, душевное — звуковые дорожки потрескивали, на картинке проскакивали всякие мерцания. Сейчас, кстати, почти все советские фильмы отреставрированы — подчищены звук и картинка, убраны искажения, сделана цветокоррекция. Но даже в первозданном оригинальном виде у советских картин был огромный потенциал в плане четкости, детализации — я смотрел, к примеру, «Служебный роман» в хорошем качестве — видны такие тонкие нюансы, фактура вещей, одежды предметов быта, городской среды. Можно изучать целую эпоху, если, конечно, отвлечься от смысловой линии, которую все и так уже на 100 раз знают.

— Четкость была высокая, и смотреть кино с пленки, ну это мое мнение, было приятнее и комфортнее, были, наверное, более естественные цвета. Лично для меня как человека, мне больше нравилось с пленки смотреть. И в нашей сети была такая задумка в одном из московских кинотеатров сделать зал, где воспроизводить кино на пленке, — говорит Павел Даньшин.

Современный проектор

Теперь профессия киномеханика ушла — всё происходит автоматически. Давайте пройдем в святая святых каждого кинотеатра — кинопроекционную. Здесь, в «Ауре», залы расположены на две стороны от проекционной, стоят несколько современных японских проекторов, например фирмы NEC. Если это федеральная сеть, фильмы скачиваются кинотеатрами на свои серверы из Москвы в профессиональном формате DCP — Digital Cinema Package. Одна фильма весит порядка 100 гигабайт!

Всё работает без механиков

Центральный компьютер управляет всеми проекторами сети — согласно расписанию показов он включает проектор в том или ином кинотеатре и зале. Никто не подходит к проекторам и не нажимает рубильник «вкл». Перед включением центральный компьютер «спрашивает» у проектора, был ли продан на сеанс хотя бы один билет. Если хоть один человек пришел, дается команда «Давай киноленту!» И только если никого нет, проектор не начнет показ.

Мощная система охлаждения

Лампы в этих аппаратах такие же мощные и горячие, поэтому так же подведены рукава принудительной вентиляции. Всё это работает круглые сутки без перерыва.

Лампа для проектора

Профессиональные лампы для кино — ксеноновые. Эта — мощностью 2000 Ватт. Но появляются уже лампы с лазерными элементами.

Датчики температуры

Система кондиционирования в кинопроекторной поддерживает низкую температуру, опять же для комфортных условий работы греющегося оборудования.

На советское кино ходят все

Возвращаясь к теме советских фильмов. Павел Даньшин говорит, что публика на них ходит и ходит всякая разная, в том числе и молодежь. А еще он отмечает, что в последние годы люди стали более раскованными и эмоционально реагируют на кино — хлопают в ладоши, смеются, пускают слезу. В 90-е, вспоминает, такого не было, сидели смирно. А теперь, если идет какая-нибудь душещипательная картина, в кинозале чуть ли не потоп («Однако, потоп щас будет!» — к/ф «Любовь и голуби»).

Кадр фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

И закончим опять на «Человеке с бульвара Капуцинов», которому в этом году исполняется 35 лет. Слишком много сошлось в этой ленте — это и кино о кино, о становлении синематографа, о самых лучших его целях. Это и последняя, символичная роль Андрея Миронова, так много сделавшего для кино, подарившего людям столько позитива. Это и одна из последних картин эпохи советского талантливого жизнелюбивого кинематографа. В 1987 году мне было 12 лет, но на эту ленту в кинотеатре я как-то не попал, так что хотелось бы увидеть и ее на большом экране.

— Кровь, порок и алчность разъединяют нас. Мы дошли до предела, за которым — пропасть и вечный мрак. Но... выход есть! Да-да! Я это понял в тот незабываемый вечер, когда попал на бульвар Капуцинов на сеанс к Люмьерам. Синематограф!

А вам какие нравятся фильмы советского периода?

Кино 80-х годов
70-е годы, золотой век советского кино
60-е годы, первые бунтари оттепели
Более ранние картины
Не знаю

Почитайте еще, как новосибирские кинотеатры показывали фильм «Брат».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления