2 октября Сибирская генерирующая компания (СГК) закончила подключение отопления в Новосибирске, но ведет регулирование режимов на левом берегу. Некоторые жители получили отопление еще до начала отопительного сезона, а в ряде домов до сих пор батареи не прогрелись как положено. Директор новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков ответил на самые популярные вопросы в онлайн-формате.
Запись прямого эфира вы можете посмотреть здесь. А интерактивный доклад о подготовке Новосибирска к отопительному сезону 2020/2021 года, в котором все объясняется просто и понятно, — можно посмотреть на сайте repair.sibgenco.ru во вкладке «Новосибирск».
О четких сроках отопительного сезона
Когда начать и завершить отопительный сезон, решает мэрия. И только после этого энергетики начинают постепенно подключать тепло в домах. Идет увеличение объема горячей воды, которая циркулирует по тепловым сетям. Летом это 23 тысячи тонн, зимой — 53 тысячи.
Обычно на разворот дают две недели, в этом году в городском графике было запланировано 10 дней. Как сказал директор новосибирского филиала СГК, гонка к сокращению срока разворота ни к чему хорошему не приводит. Он предложил начинать отопительный сезон, не опираясь на климатическую норму (это когда среднесуточная температура +8°С держится на протяжении пяти дней), и не минимизировать сроки запуска тепла. «У нас было всегда две недели. Будем обращаться с этим вопросом, будем прорабатывать. Чем раньше мы начнем подключать город, тем быстрее мы пройдем все негативные моменты», — заявил Андрей Колмаков.
О ремонтных работах
— Как вы анализируете, сколько будет ремонтных работ в этом отопительном сезоне?
— Безусловно, не на авось. Спланировать количество дефектов можно только по результатам прошлых лет, прошедшим ремонтным работам и испытаниям. Роста нет, но есть перераспределение между внутриквартальными и магистральными сетями — больше дефектов на магистральных сетях, поэтому им отдаем приоритет в ремонтной программе. 85% дефектов труб — наружная коррозия.
— Сначала раскапывают, а потом неделями нет людей на объекте. Что это: отсутствие необходимых комплектующих или подрядчик подводит? Многие считают, это сделано специально, чтобы поднять тарифы.
— Каждое перекрытие или сужение сопровождается постановлением мэра, в котором прописаны сроки. Они выдерживаются. Есть технологические нюансы, например, бетонирование подразумевает длительное выстаивание, ожидание; в это время люди на объекте не нужны. А теория заговора критику не выдерживает. Любой неотпуск тепла или горячей воды — это потеря наших денег.
Иногда в комментариях и обращениях говорят, что СГК хочет больше угля сжечь. Мы подчиняемся температурным графикам подачи теплоносителя. В начале и в конце сезона подаётся минимально необходимая для обеспечения горячей водой температура — 75 градусов.
— Сколько подрядчиков работают с СГК и как принимается их работа?
— В этом году шесть подрядчиков выполнили комплексный капитальный ремонт теплотрасс на 12 участках. Прием работ осуществляется в соответствии с правилами благоустройства Новосибирска и муниципальных структур. Замечаний по качеству к подрядчикам не было. Был один, который взял на себя больше, чем смог осилить, поэтому пришлось ему помогать в августе, подхватить два объекта. Но уже закончили все работы.
— Как в СГК следят за здоровьем рабочего персонала? Именно от них очень многое зависит при авариях.
— Мы выполняем все рекомендации, люди адекватно реагируют, с температурой на работу не приходят. Однако коронавирус нас не обошел. За весь период по всей группе компаний 92 случая заражения, но это на семь тысяч человек.
— Куда обращаться жителям с проблемой?
— У каждого дома есть управляющая компания, все вопросы о теплоснабжении нужно задавать в первую очередь ей. Она определит, в чем причина: виновата внутридомовая система (ответственность УК) или наружные тепловые сети (ответственность СГК). Подробнее об этом можно посмотреть в публичном отчете СГК на сайте.
О мощностях ТЭЦ, инвестиционных проектах и перспективах развития
— Город растет, ТЭЦ больше не становится. Какая у них степень износа?
— У нас в городе есть задел в строительстве на 5 млн квадратных метров, имеющейся мощности хватит еще на пять-шесть лет. Ремонтируем ТЭЦ-2, планируем участвовать в отборе проекта ДПМ-2 (договор предоставления мощности – федеральная программа модернизации генерирующих предприятий), заявляем на участие в программе ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Скорее всего, выделят деньги только на одну станцию. Окончательная стоимость пока не определена.
— Что обновляете в этом году на ТЭЦ и теплосетях?
Глава филиала энергокомпании рассказал о завершающихся до конца октября инвестиционных проектах:
реконструкция участка магистральной теплосети на ул. Бориса Богаткова для увеличения пропускной способности тепловой сети и повышения качества теплоснабжения потребителей. Это позволит не только расширить возможности подключения новых потребителей к ТЭЦ-5, но и восстановить движение — этого долго ждали новосибирцы;
сдача основного оборудования перекачивающей насосной станции № 2 в Ленинском районе;
перевод потребителей Закаменского микрорайона (Октябрьский район) на централизованное теплоснабжение;
техперевооружение главных паропроводов двух турбоагрегатов ТЭЦ-4.
Чуть позже, до конца ноября, должно состояться закрытие котельной Новосибирского аффинажного завода, которая находится в жилой зоне и работает на дизельном топливе. Завод переключится на теплоснабжение от ТЭЦ-5.
Эти и другие проекты представлены в публичном отчете СГК. Кстати, директор агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов, участвовавший в дискуссии, связанной с отчетом энергетиков, отметил: к энергетике Новосибирска инвесторы не проявляют интереса, потому что тарифы здесь — одни из самых низких.
— Когда запустят комплексную платформу по отслеживанию температуры?
— Мы занимаемся этим второй год. Выпустили 5 тысяч логгеров (устройство, которое фиксирует температуру), тысячу раздали нашим сотрудникам, сейчас обкатываем. Мы не сможем регулировать температуру в каждой квартире, но такая платформа даст общую картину по городу.
У горожан тоже есть возможность сообщать СГК, комфортная ли температура в их квартирах. В отчете энергокомпании есть новый интерактивный сервис — общественный контроль качества теплоснабжения. Теперь, чтобы оценить качество теплоснабжения вашей квартиры, горожанину достаточно поставить отметку на карте — холодно, нормально или жарко. Это поможет СГК лучше понимать ситуацию с теплоснабжением квартир и принимать меры по улучшению ситуации.