NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

ясная погода, без осадков

ощущается как +12

2 м/c,

зап.

754мм 36%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,92
EUR 98,90
Реклама
Город Научим справедливости Европу

Научим справедливости Европу

Россия лучше Запада, интернет нуждается в зачистке, русский язык в опасности — эксперты обсудили три главных тезиса новой культурной госполитики РФ

На прошлой неделе рабочая группа из Министерства культуры РФ отправила президенту предложения по проекту «Основы государственной и культурной политики». Краеугольный камень документа: Россия не Европа, мы должны воспитывать в людях ценности, утраченные на Западе. Члены ученого совета Института философии РАН усмотрели в этом «претензию на общеобязательную идеологию», обвинив чиновников в нарушении Конституции. Корреспондент НГС.НОВОСТИ обратилась к экспертам, чтобы разобраться, должна ли национальная идентичность стать ядром госполитики. Для обсуждения всем было предложено три тезиса:

1. «Россия не Европа, что подтверждается всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской культуры и иных общностей».

2. «Госполитика включает продвижение русского языка и борьбу против его вытеснения государственными языками других стран».

3. «Интернет стал как грязный воздух. Государство должно его чистить».

Наталья Ярославцева, экс-министр культуры Новосибирской области: «Россия всегда была между Европой и Азией, на этом основывается наш менталитет. Истина всегда посередине. И Россия, как та самая истина, посередине. Исторический момент сейчас таков, что мы должны об этом помнить, в культурном аспекте брать все лучшее от Азии и от Европы и это предъявлять миру. В этом наша сила. Российские люди — максималисты, у нас противопоставлено «черное-белое», закон у нас как дышло всегда был. Над этим надо работать. Но вместе с тем нас это не раз спасало. Говорят — есть такие европейские законы, а русские в ответ: нет, мы сами знаем, где правда.

Русские уважают только тот закон, который учитывает справедливость. Например, человек ехал на машине, сбил троих и получил условный срок. Люди возмущаются, хотят наказания, адекватного провинности. Эмоциональное восприятие закона — характерная черта русских.

Противопоставлять русский язык другим не нужно, но нужно его защищать всеми фибрами души. Нет языка — нет народа. Но это не значит, что я за сермяжность: есть вещи, которые надо принять, потому что они звучат на английском в международном масштабе. Но деловой язык не мешало бы почистить.

В интернете идет нагнетание чернухи — вещей, которые мы считаем неудобными и даже неприличными. Милейшие дамы, уважаемые журналисты и блогеры, вставляют в свои посты мат и находят в этом особый флер. Я считаю, что государству не нужно вмешиваться, но должна быть самоцензура».

Олег Донских, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии НГУЭУ: «А что мы понимаем под «Европой»? Территорию от Англии до Урала? Если да — проблем никаких, Россия — часть Европы. Если мы понимаем под «Европой» в первую очередь Западную Европу, то начинается градация: Болгария и Эстония — это не то же самое, что Англия и Франция. Ну, допустим, Россия — не Европа. Тогда возникает вопрос: много ли у нас от азиатских стран? По менталитету мы, очевидно, гораздо ближе все-таки к европейцам, хотя кто такой «средний европеец» — тоже не совсем понятно. Давайте вспомним Достоевского: русские более открыты, чем представители других национальностей. Но опять же не все.

Да, мы отличаемся, например, отношением к закону. Для нас он до сих пор очень расходится с «понятиями». В этом мы не европейцы.

Использование русского языка обедняется. Я бы эту проблему поднимал не на уровне госполитики, а на уровне образования. Надо возвращаться к классике, к нашим сказкам, к языку одной из величайших мировых литератур. Заимствования, в частности англицизмы, к языку как системе знаков реального отношения не имеют. Что, мы теперь «файл» и «мобильник» переименовывать будем?

Ни к чему государству «чистить» интернет. Должно быть саморегулирование и нормальное воспитание, умение уважительно общаться. Если я не хочу в каком-то форуме появляться, он мне не интересен — я этого делать не буду. А если есть какие-то откровенные нарушения — например, разжигание межнациональной розни, то это уже зона ответственности полиции».

Владимир Алексеев, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры древних литератур и литературного источниковедения НГУ: «О том, что мы не Европа, мы вспомнили после того, как сложилась определенная политическая ситуация (конфликт с ЕС из-за Украины. — А.Н.). Ее переводят в культурный план. Это говорит только о чиновничьей ловкости, а не о сути дела. Россия не Европа — это ясно, как дважды два — четыре. Но мы не должны это противостояние подчеркивать. Специфика нашей цивилизации в том, что мы с одинаковым успехом можем пользоваться культурными достижениями как Запада, так и Востока. Русские умеют синтезировать и осмыслять.

В Англии есть The British Council, в Германии — Гёте-институт, во Франции — Академия наук. Эти институты заботятся о сохранении языка, но не как инструмента внешней политики, а как инструмента распространения национальной культуры для внутреннего пользования. У нас такого нет, и чиновники, я думаю, сетуют как раз на это.

Зачем создавать какой-то дополнительный бюрократический орган и государству «чистить» интернет? Особенно если оно устраняется из куда более значимых областей общественной жизни».

Григорий Милогулов, почетный консул Франции, директор культурно-информационного центра «Альянс-Франсез Новосибирск»: «Вспоминая законы логики, Россия — страна, занимающая почти целый континент, — не может быть частью того, что меньше ее, т.е. Европы. В данном случае логичнее искать не различия, а некую общность, целостность. Успешно общаться можно и без ответа на вопрос, что в нас особенного, тем более в России, которая всегда отличалась разнообразием — национальным и культурным.

Франция — одна из наиболее формализованных в сфере национального языка стран. Но там не закрывают глаза на объективные языковые процессы. Сформировать сейчас государственную политику по защите родного языка с запретительными, репрессивными мерами я считаю сомнительным. И для русского языка я сейчас не вижу угрозы со стороны других. Правильнее думать не о том, как политически защитить свой национальный язык, а о том, как организовать работу государственных и общественных институтов по увеличению интереса к языку. Например, проведение «Тотального диктанта» — хороший пример.

Когда мы ставим вопрос о том, что язык можно контролировать в интернете, хотелось бы понимать, кто в этом достаточно компетентен. Слабо представляю себе специалиста или набор специалистов, которые смогут создать строгий алгоритм проверки текста на предмет его уважения или неуважения к русскому языку. Кто гарантирует, что контроль над формой не будет замещен контролем над содержанием?».

Нина Мальцева, заместитель директора бердской православной гимназии: «Конечно, Россия — это не Европа. Россия — это Россия. Вообще не понимаю, откуда взялась потребность сравнивать. Россия великая, могучая, с нами наши братские народы.

Русские люди могут научить европейцев доброте, щедрости. Европейцы, конечно, очень вежливые и обходительные, но нет в них нашей искренности, терпимости к другим.

Русский язык нужно сохранять. Не понимаю, почему Америка никогда никому не говорит: замените наш язык. А нам, русским, английский фактически насаждается. Интернет я не люблю. В таком виде, в каком он сейчас существует, он стал грязной чашкой для всех. Лучше книгу почитать».

Анна Наумцева

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления